ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ С МЕДИЦИНСКИМИ РАБОТНИКАМИ

Особенности регулирования труда медицинских работников >>>

Прием на работу медицинских работников >>>

Рабочее время медицинских работников >>>

Каким категориям медицинских работников и на какой срок предоставляются дополнительные отпуска >>>

Присвоение квалификационных категорий медицинским работникам >>>

Как оплачивается труд медицинских работников >>>

Прекращение трудового договора с медицинскими работниками >>>

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

1. Право на занятие медицинской деятельностью лиц, получивших образование в РФ >>>

2. Допуск к медицинской деятельности отдельных категорий лиц, получивших образование в РФ или не завершивших его получение в РФ >>>

3. Допуск к медицинской и фармацевтической деятельности лиц, получивших подготовку в иностранных государствах >>>

4. Повышение квалификации, переподготовка и стажировка медицинских работников >>>

5. Врачебная тайна >>>

Особенности регулирования труда медицинских работников связаны с характером их профессиональной деятельности.

Основным законодательным актом, регулирующим правоотношения в сфере охраны здоровья, является Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ).

Существуют государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения.

Государственная система здравоохранения включает следующие структуры (ч. 3 ст. 29 Закона N 323-ФЗ):

- федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья и их территориальные органы, Российскую академию медицинских наук;

- органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья;

- подведомственные вышеуказанным органам медицинские и фармацевтические организации, организации здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, судебно-экспертные учреждения, иные организации и их обособленные подразделения, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.

Главным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции выработки государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере здравоохранения, является Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) (п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 608). Ранее таким органом было Минздравсоцразвития России.

Минздрав России контролирует и координирует деятельность (п. 2 указанного Положения):

- Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения;

- Федерального медико-биологического агентства;

- федеральных государственных учреждений и унитарных предприятий.

Минздрав России также координирует деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

К муниципальной системе здравоохранения относятся органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья, а также подведомственные им медицинские и фармацевтические организации (ч. 4 ст. 29 Закона N 323-ФЗ).

Государственные и муниципальные учреждения здравоохранения должны соответствовать Номенклатуре медицинских организаций, утвержденной Приказом Минздрава России от 06.08.2013 N 529н.

Частную систему здравоохранения составляют медицинские, фармацевтические и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья (ч. 5 ст. 29 Закона N 323-ФЗ). Услуги в таких организациях оказываются на возмездной основе за счет личных средств граждан или за счет средств предприятий, страховых компаний, учреждений и организаций в соответствии с заключенными договорами.

1. Право на занятие медицинской деятельностью лиц, получивших образование в РФ

Заниматься медицинской деятельностью в России вправе, в частности, лица, получившие медицинское или иное образование в РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста. Это следует из ч. 1 ст. 69 Закона N 323-ФЗ.

Положение об аккредитации специалистов, порядок выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, а также форма такого свидетельства и технические требования к нему утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 3 ст. 69 Закона N 323-ФЗ). В настоящее время действует Положение об аккредитации специалистов, утвержденное Приказом Минздрава России от 02.06.2016 N 334н.

Отметим, что переход к процедуре аккредитации специалистов осуществляется поэтапно с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2025 г. включительно (ч. 1.1 ст. 100 Закона N 323-ФЗ). Сроки и этапы такого перехода, а также категории лиц, подлежащих аккредитации, определены Приказом Минздрава России от 22.12.2017 N 1043н.

Учитывая этапность перехода к системе аккредитации специалистов, до 1 января 2026 г. медицинскую деятельность в РФ могут осуществлять в том числе лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста. Это следует из абз. 1, п. 1 ч. 1 ст. 100 Закона N 323-ФЗ. Такие сертификаты будут выдаваться до 1 января 2021 г. и действовать до истечения указанного в них срока. Данный вывод следует из ч. 2 ст. 100 Закона N 323-ФЗ.

Форма, условия и порядок выдачи сертификата специалиста, а также технические требования к бланку данного сертификата утверждены Приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 982н.

2. Допуск к медицинской деятельности отдельных категорий лиц, получивших образование в РФ или не завершивших его получение в РФ

Лица с медицинским образованием, не работавшие по своей специальности более пяти лет, допускаются к осуществлению медицинской деятельности в соответствии с полученной специальностью после прохождения обучения по дополнительным профессиональным программам (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) и прохождения аккредитации специалиста. Это следует из ч. 4 ст. 69 Закона N 323-ФЗ.

Отметим, что переход к процедуре аккредитации специалистов осуществляется поэтапно с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2025 г. включительно (ч. 1.1 ст. 100 Закона N 323-ФЗ). Сроки и этапы перехода, категории лиц, подлежащих аккредитации, определены Приказом Минздрава России от 22.12.2017 N 1043н.

С учетом этапности перехода к системе аккредитации специалистов лица, имеющие медицинское образование и не работавшие по своей специальности более пяти лет, до 1 января 2026 г. могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности в соответствии с полученной специальностью в том числе после прохождения обучения по дополнительным профессиональным программам (профессиональной переподготовки) и при наличии сертификата специалиста. Такие выводы следуют из п. 3 ч. 1 ст. 100 Закона N 323-ФЗ.

Лица, не завершившие освоение образовательных программ высшего медицинского образования, а также лица с высшим медицинским образованием могут допускаться к осуществлению медицинской деятельности на должностях среднего медицинского персонала в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Это предусмотрено ч. 5 ст. 69 Закона N 323-ФЗ. Такой порядок утвержден Приказом Минздрава России от 27.06.2016 N 419н.

3. Допуск к медицинской и фармацевтической деятельности лиц, получивших подготовку в иностранных государствах

3.1. Условия допуска к медицинской и фармацевтической деятельности лиц, получивших подготовку в иностранных государствах >>>

3.2. Процедура признания на территории РФ образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве >>>

3.3. Сдача экзамена по специальности и получение сертификата специалиста >>>

3.1. Условия допуска к медицинской и фармацевтической деятельности лиц, получивших подготовку в иностранных государствах

Условия и порядок допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в России лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, закреплены в следующих документах:

- Положении о порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 07.02.1995 N 119 (далее - Положение);

- Инструкции о порядке проведения специальных экзаменов для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах и претендующих на право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации, утвержденной Приказом Минздрава России от 26.07.2000 N 284 (далее - Инструкция);

- Административном регламенте предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, утвержденном Приказом Минобрнауки России от 24.12.2013 N 1391 (далее - Регламент);

- Условиях и порядке выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, утвержденных Приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 982н.

Лица, получившие медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранном государстве, допускаются к медицинской и фармацевтической деятельности в России, если ими выполнены следующие условия (п. 4 ч. 1 ст. 100 Закона N 323-ФЗ):

1) получено свидетельство о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации на территории РФ (далее - свидетельство о признании).

Подробнее об этом см. разд. 3.2 настоящего материала;

2) сдан экзамен по специальности и получен сертификат специалиста. Подробнее об этом см. разд. 3.3 настоящего материала.

Перечисленные условия допуска к медицинской и фармацевтической деятельности лиц, получивших соответствующее образование в иностранных государствах, обязательны для исполнения, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации (п. 4 ч. 1 ст. 100 Закона N 323-ФЗ). Например, гражданам Республики Беларусь получать свидетельство о признании не требуется, но для допуска к медицинской и фармацевтической деятельности они обязаны представить работодателю сертификат специалиста, выданный соответствующим образовательным учреждением России (ст. ст. 3, 4, 5, 7 - 11 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 27.02.1996, Письмо Росздравнадзора от 05.12.2013 N 03И-1452/13).

Для иностранцев, которые привлекаются к трудовой деятельности на территории международного медицинского кластера, особенности признания документов об образовании и (или) о квалификации, полученных данными лицами в иностранном государстве, регулируются Федеральным законом от 29.06.2015 N 160-ФЗ (далее - Закон N 160-ФЗ). Так, документы об образовании и (или) о квалификации иностранных специалистов признаются действительными на территории международного медицинского кластера, если такие документы были выданы данным лицам уполномоченными органами и организациями иностранного государства - членами Организации экономического сотрудничества и развития. Это следует из ч. 2 ст. 12 Закона N 160-ФЗ.

Важно! Лица, допущенные к медицинской и фармацевтической деятельности в РФ, но не работавшие по специальности более пяти лет, могут быть вновь допущены к практической медицинской и фармацевтической деятельности только после прохождения переподготовки. Компенсация затрат на обучение осуществляется за счет личных средств обучающегося (п. 8 Инструкции). С 01.01.2016 указанные лица могут быть допущены к медицинской или фармацевтической деятельности только после прохождения обучения по дополнительным профессиональным программам (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) и аккредитации (ч. 4 ст. 69 Закона N 323-ФЗ).

3.2. Процедура признания на территории РФ образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве

Для получения свидетельства о признании необходимо осуществить ряд действий.

1. Подать заявление в Рособрнадзор (абз. 1 п. 5, абз. 1 п. 12 Регламента).

Заявление подается по установленной форме (Приложение N 2 к Регламенту). При необходимости получения дубликата свидетельства о признании заявление подается по форме, приведенной в Приложении N 3 к Регламенту (абз. 15 п. 12 Регламента).

Заявление вправе подать следующие лица (п. 2 Регламента):

- обладатель иностранного образования и (или) квалификации;

- законный представитель обладателя иностранного образования и (или) квалификации;

- лицо, уполномоченное на подачу указанного заявления обладателем иностранного образования и (или) квалификации либо его законным представителем и действующее на основании оформленной в установленном порядке доверенности.

К заявлению должны быть приложены документы, перечисленные в п. 13 Регламента. В частности, это оригинал документа об иностранном образовании и (или) квалификации, копия документа, удостоверяющего личность заявителя.

Представленные к признанию документы об образовании и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, должны быть в установленном порядке легализованы и переведены на русский язык (п. 14 Регламента).

Подробнее о легализации документов об образовании см. "Путеводитель по кадровым вопросам. Иностранные работники".

Заявление и прилагаемые к нему документы можно подать лично, направить почтовым отправлением, передать в электронной форме, в том числе через Единый портал (п. 39 Регламента). При подаче в электронной форме каждый документ должен быть подписан простой электронной подписью (п. 35 Регламента).

После приема заявления оригинал документа об образовании должен быть возвращен заявителю одним из указанных им способов: лично, по почте или через курьерскую почту (п. 15 Регламента).

По общему правилу срок вынесения Рособрнадзором решения о признании документа об образовании не должен превышать 45 календарных дней со дня приема заявления и прилагаемых к нему документов (п. 8 Регламента). В случае если необходим запрос в организацию, выдавшую документ об образовании, или в орган управления в сфере образования, в ведении которого находится указанная образовательная организация, этот срок может быть продлен, но не более чем на 45 календарных дней (п. п. 9, 51 Регламента). При первичном запросе указанный срок отсчитывается с момента направления запроса, а при повторном - с момента истечения 45 календарных дней, отведенных для ответа на первичный запрос (п. 9, абз. 1 п. 52 Регламента).

Срок вынесения Рособрнадзором решения о выдаче дубликата свидетельства о признании не должен превышать 10 календарных дней со дня приема соответствующего заявления (п. 10 Регламента).

2. Уплатить госпошлину.

За предоставление государственной услуги по признанию иностранного образования и (или) квалификации на территории России лицо, обратившееся в Рособрнадзор с соответствующим заявлением, должно уплатить государственную пошлину в следующем размере (пп. 49 и 50 п. 1 ст. 333.33 НК РФ):

- 6 500 руб. - за выдачу свидетельства о признании;

- 300 руб. - за выдачу дубликата свидетельства о признании.

3. Получить документ, содержащий решение, которое принято по итогам проведения процедуры признания.

В соответствии с пп. "л" п. 12 Регламента решение выдается заявителю лично либо иным способом, указанным им в заявлении, например по почте (за счет Рособрнадзора) или через курьера (за счет заявителя).

Решение принимается Рособрнадзором и оформляется одним из следующих документов (п. 7, пп. "а", "б" п. 58, п. 59, пп. "а", "б" абз. 1 и абз. 5 п. 60 Регламента):

а) свидетельством о признании, предоставляющим его обладателю права, аналогичные тем, которые имеют обладатели соответствующих образования и (или) квалификации в РФ (форма свидетельства приведена в Приложении N 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.08.2013 N 975);

б) свидетельством о признании, подтверждающим период обучения лица по образовательной программе определенного уровня и дающим указанному лицу право продолжить обучение по образовательной программе данного уровня в РФ (форма свидетельства приведена в Приложении N 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.08.2013 N 975);

в) дубликатом свидетельства о признании;

г) уведомлением об отказе в выдаче свидетельства о признании;

д) уведомлением об отказе в выдаче дубликата свидетельства о признании.

3.3. Сдача экзамена по специальности и получение сертификата специалиста

Лицо, получившее медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, вправе осуществлять медицинскую и фармацевтическую деятельностью на территории РФ при наличии сертификата специалиста (п. 4 ч. 1 ст. 100 Закона N 323-ФЗ, п. 7 Инструкции). Для получения сертификата необходимо сдать специальные экзамены, к которым указанное лицо может быть допущено только после получения им свидетельства о признании или дубликата такого свидетельства (п. 2 Инструкции, п. 7 Регламента).

Чтобы сдать специальные экзамены, необходимо обратиться с соответствующим заявлением в Росздравнадзор. К заявлению нужно приложить документы об образовании, сведения о предшествующей работе по специальности, фотографии (п. 3 Инструкции, п. 4 Положения).

Росздравнадзор рассматривает заявление и выдает направление на сдачу специальных экзаменов в соответствующее образовательное учреждение (п. 4 Инструкции). Лицо, успешно сдавшее экзамены, получает сертификат специалиста, который дает право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью на территории РФ (п. 4 ч. 1 ст. 100 Закона N 323-ФЗ, п. 7 Инструкции). Форма сертификата специалиста и технические требования к бланку сертификата утверждены Приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 982н (Приложения N N 2 и 3).

4. Повышение квалификации, переподготовка и стажировка медицинских работников

Медицинские и фармацевтические работники совершенствуют свои профессиональные знания и навыки, обучаясь по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях. Это следует из п. 3 ч. 2 ст. 73 Закона N 323-ФЗ.

Правила совершенствования профессиональных знаний и навыков определены Порядком и сроками совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях (утв. Приказом Минздрава России от 03.08.2012 N 66н; далее - Порядок и сроки).

Обучение медицинских и фармацевтических работников проходит в образовательных и научных организациях в виде (п. 3 Порядка и сроков):

1) повышения квалификации;

2) профессиональной переподготовки;

3) стажировки.

Период обучения зависит от его вида.

Вид обучения

Период

Норма

Повышение квалификации

Не реже одного раза в пять лет

абз. 4 п. 4 Порядка и сроков

Профессиональная переподготовка

При смене работником вида деятельности

абз. 3 п. 4 Порядка и сроков

Стажировка

Устанавливается работодателем по необходимости

абз. 2 п. 4 Порядка и сроков

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка организуются в соответствии с квалификационными требованиями, которые установлены в следующих актах (абз. 3 п. 5 Порядка и сроков):

- Квалификационных требованиях к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 N 415н). Следует отметить, что указанные Требования с 07.11.2015 утратили силу в связи с утверждением Приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки" (далее - Квалификационные требования). Полагаем, в ближайшее время соответствующие изменения будут внесены в абз. 3 п. 5 Порядка и сроков;

- Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н).

Медицинское или фармацевтическое образование работника может не отвечать требованиям, указанным в этих документах (абз. 1 п. 8 Порядка и сроков). Однако он будет вправе продолжить профессиональную деятельность по соответствующей медицинской или фармацевтической специальности после прохождения обучения при соблюдении определенных условий (п. 11 Порядка и сроков).

Во-первых, у работника должен быть непрерывный стаж практической работы по соответствующей медицинской или фармацевтической специальности более пяти лет (абз. 1 п. 8 Порядка и сроков).

Во-вторых, он должен пройти следующее обучение:

а) при стаже работы от 10 лет - в виде повышения квалификации (нормативный срок от 100 до 500 ч) (абз. 2 п. 8 Порядка и сроков);

б) при стаже работы от 5 до 10 лет - в виде профессиональной переподготовки (нормативный срок свыше 500 ч) (абз. 3 п. 8 Порядка и сроков).

В конце обучения медицинский или фармацевтический работник проходит итоговую аттестацию, и в случае успешного освоения учебной программы ему выдают один из следующих документов (п. 10 Порядка и сроков):

- свидетельство о повышении квалификации;

- диплом о профессиональной переподготовке.

Дополнительно отметим, что Приказом Минздрава России от 10.02.2016 N 83н утверждены Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием. В Письме от 29.03.2016 N 16-5/10/2-1907 Минздрав России разъяснил, что в данном документе определены квалификационные требования к уровню образования и виду дополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка и (или) повышение квалификации) медицинских и фармацевтических работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием.

5. Врачебная тайна

Указом Президента РФ от 06.03.1997 N 188 к Перечню сведений конфиденциального характера, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, отнесена врачебная тайна. Разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, запрещено (ст. 13 Закона N 323-ФЗ).

К врачебной тайне относится информация:

- о факте обращения за медицинской помощью;

- о состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания;

- сведения о факте обращения гражданина за психиатрической помощью, состоянии его психического здоровья и диагнозе психического расстройства, а также иные сведения, полученные при оказании ему психиатрической помощи (ст. 9 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1);

- иные сведения, полученные при обследовании и лечении гражданина.

С письменного согласия гражданина или его законного представителя разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам (в том числе должностным лицам) допускается в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях (ч. 3 ст. 13 Закона N 323-ФЗ).

Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 4 ст. 13 Закона N 323-ФЗ.

За разглашение врачебной тайны медицинские и фармацевтические работники могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

К ответственности дисциплинарного характера относится увольнение работника по причине разглашения охраняемой законом тайны, которая стала известной ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе по причине разглашения персональных данных другого работника (пп. "в" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). При расторжении трудового договора по такому основанию необходимо соблюдать порядок, предусмотренный ст. 193 ТК РФ.

Подробнее об этом см. "Путеводитель по кадровым вопросам. Дисциплинарные взыскания. Замечание, выговор, увольнение".

Административная ответственность предусмотрена ст. 13.14 КоАП РФ и налагается за разглашение информации с ограниченным доступом.

Уголовная ответственность предусмотрена ст. 137 УК РФ. В соответствии с этой статьей незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, наказывается штрафом.

ПРИЕМ НА РАБОТУ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

1. Отказ медицинскому работнику в приеме на работу >>>

2. Медицинские осмотры медработников >>>

3. Оформление трудовых отношений с медицинским работником >>>

4. Особенности работы по совместительству медработников >>>

1. Отказ медицинскому работнику в приеме на работу

Частью 1 ст. 64 ТК РФ установлен запрет на необоснованный отказ в заключении трудового договора.

Причинами отказа в оформлении трудовых отношений могут выступать только обстоятельства, связанные с деловыми качествами соискателя (ч. 2 ст. 64 ТК РФ). Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 деловые качества - это способность физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли).

По письменному требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить в письменной форме причину такого отказа. Сделать это необходимо в течение семи рабочих дней со дня предъявления указанного требования. Данные выводы следуют из ч. 5 ст. 64 ТК РФ.

2. Медицинские осмотры медработников

В соответствии с ч. 2 ст. 213 ТК РФ медицинские работники относятся к категории лиц, которые проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры.

Прежде чем заключить трудовой договор, работодатель должен убедиться в том, что работник может быть допущен к работе и последняя не противопоказана ему по состоянию здоровья.

В противном случае работодатель после получения медицинского заключения об имеющихся противопоказаниях к выполнению поручаемой работы вынужден будет принять одно из следующих решений (см. Определение Верховного Суда РФ от 14.11.2007 N 83-Г07-7):

- прекратить трудовой договор согласно п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ - за нарушение установленных правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы;

- перевести работника на другую имеющуюся у работодателя работу, не противопоказанную работнику по состоянию здоровья (ч. 1 ст. 73 ТК РФ).

Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) и периодические медицинские осмотры (освидетельствования), а также порядок их проведения определяют следующие нормативные правовые акты:

- Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 695;

- Постановление Правительства РФ от 25.12.2001 N 892;

- Постановление Правительства РФ от 04.09.1995 N 877;

- Постановление Правительства РФ от 13.10.1995 N 1017;

- Постановление Правительства РФ от 28.04.1993 N 377;

- Постановление Правительства РФ от 18.05.2011 N 394;

- Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н;

- "Гигиенические требования к условиям труда медицинских работников, выполняющих ультразвуковые исследования. 2.2.4. Физические факторы производственной среды. 2.2.9. Состояние здоровья работающих в связи с состоянием производственной среды. Руководство Р 2.2.4/2.2.9.2266-07";

- "Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при лучевой терапии закрытыми радионуклидными источниками. Методические указания. МУ 2.6.1.2135-06".

Периодичность медицинских осмотров определяется в зависимости от отраслевой принадлежности медицинского работника.

Периодические медицинские осмотры проводятся

Периодичность осмотров (освидетельствований)

при наличии вредных и (или) опасных производственных факторов и работ

не реже одного раза в два года

при наличии вредных и (или) опасных производственных факторов и работ (пять и более лет)

один раз в пять лет

при работе с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов) - психиатрическое освидетельствование

не реже одного раза в пять лет

при оказании психиатрической помощи

не реже одного раза в пять лет

в целях предупреждения распространения туберкулеза

два раза в год - работники родильных домов;

один раз в год - работники лечебно-профилактических, санаторно-курортных учреждений

в целях предупреждения распространения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)

перечень конкретных должностей и профессий работников, периодичность определяет руководитель учреждения, предприятия, организации

при выполнении ультразвуковых исследований

не реже одного раза в год

при проведении лучевой терапии с использованием закрытых источников ионизирующего излучения

ежегодно

Медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя, что следует из абз. 12 ч. 2 ст. 212, ч. 8 ст. 213 ТК РФ.

Связанные вопросы

Медицинский осмотр при приеме на работу

Обязательные медосмотры (профосмотры) некоторых категорий работников

3. Оформление трудовых отношений с медицинским работником

Трудовые отношения с медицинским работником возникают по общим правилам, установленным трудовым законодательством РФ.

При заключении трудового договора медицинский работник обязан предъявить следующие документы (ст. 65 ТК РФ):

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

- трудовую книжку (за исключением случаев поступления на работу впервые, оформления на условиях совместительства, утраты, повреждения трудовой книжки);

- страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (за исключением случаев поступления на работу впервые или утраты свидетельства);

- документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу);

- документ об образовании, квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки);

- справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (при поступлении на работу, к которой в соответствии с Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию). Справка выдается органами МВД России.

Дополнительно работники представляют заключение по результатам предварительного медицинского осмотра (ст. 213 ТК РФ, п. 12 Порядка проведения медосмотров, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н).

До подписания трудового договора медицинского работника необходимо ознакомить под подпись с правилами внутреннего трудового распорядка, должностной инструкцией и иными локальными нормативными актами, связанными с его трудовой деятельностью, коллективным договором (ч. 3 ст. 68 ТК РФ). Должностные инструкции разрабатываются на основании Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих в сфере здравоохранения, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н.

В трудовом договоре с работником должны быть отражены обязательные сведения и условия, предусмотренные ст. 57 ТК РФ.

Подробнее об этом см. "Путеводитель по кадровым вопросам. Как принять на работу".

См. образцы составления должностных инструкций.

Прием на работу осуществляется строго на основании штатного расписания учреждения (организации), которое разрабатывается в соответствии с номенклатурами должностей и нормативами численности. Номенклатура должностей медицинских и фармацевтических работников утверждена Приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н. При разработке расписания важно соблюдать соответствие наименования учреждения (организации), его подразделений и должностей специалистов требованиям нормативных документов. В противном случае возникает вероятность потери права работника на установление льгот и компенсаций, а также права на досрочное и льготное пенсионное обеспечение.

См. образец заполнения трудового договора.

Ситуация из практики. Нужно ли менять должность "медсестра" на "медбрат" при приеме на работу мужчины?

В данной ситуации необходимо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 и Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н.

В соответствии с указанными документами при приеме в медицинские организации лиц мужского пола наименование должностей "акушерка", "медицинская сестра", "санитарка", "фасовщица" именуются соответственно "акушер", "медицинский брат (медбрат)", "санитар", "фасовщик".

Ситуация из практики. Вправе ли работодатель принять на работу медицинского работника для проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей?

Ответ: Да, вправе при наличии у данного медицинского работника, в частности, высшего и (или) среднего профессионального образования, а у работодателя лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам. Не требуется лицензия, если работодателем является организация, входящая в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково".

Обоснование: Данные выводы следуют из совокупного анализа ч. 4 ст. 24 Закона N 323-ФЗ, п. 46 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ, п. 8 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров (далее - Порядок), утвержденного Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н в соответствии с ч. 7 ст. 46 Закона N 323-ФЗ и п. 5.2.54 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 608, ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково", п. п. 1, 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (далее - Положение о лицензировании), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона N 99-ФЗ, Перечня, приведенного в Приложении к Положению о лицензировании.

Отметим, что долгое время позиция официальных органов и судов по вопросу необходимости получения работодателем лицензии в приведенной ситуации оставалась неоднозначной. Однако в п. 8 Порядка, который подлежит применению с 01.05.2015 (т.е. с даты вступления в силу утвердившего его Приказа Минздрава России от 15.12.2014 N 835н), прямо установлено требование о наличии у работодателя такой лицензии, в том числе если предрейсовые и послерейсовые медосмотры проводит медицинский работник, состоящий в штате работодателя.

Связанные вопросы

Порядок получения лицензии на осуществление медицинской деятельности

Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью

Способы организации работодателем предрейсовых и послерейсовых медосмотров

4. Особенности работы по совместительству медработников

Особенности работы по совместительству медицинских и фармацевтических работников определены в соответствии:

- с гл. 44 ТК РФ;

- порядком, установленным Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

- Постановлением Минтруда России от 30.06.2003 N 41.

В Постановлении Минтруда России от 30.06.2003 N 41 закреплено, что в течение месяца по соглашению между работником и работодателем продолжительность работы по каждому трудовому договору не может превышать:

- для медицинских и фармацевтических работников - половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели;

- для медицинских и фармацевтических работников, у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, - 16 часов работы в неделю;

- для врачей и среднего медицинского персонала городов, районов и иных муниципальных образований, где имеется их недостаток, - месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели. При этом продолжительность работы по совместительству по конкретным должностям в учреждениях и иных организациях федерального подчинения устанавливается в порядке, определяемом федеральными органами исполнительной власти, а в учреждениях и иных организациях, находящихся в ведении субъектов РФ или органов местного самоуправления, - в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления;

- для младшего медицинского и фармацевтического персонала - месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели.

При этом в нормативном акте приведен перечень работ, которые не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора (п. 2 Постановления). В него входят:

- проведение медицинской экспертизы с разовой оплатой;

- осуществление высококвалифицированными специалистами консультирования в учреждениях и иных организациях в объеме не более 300 часов в год;

- осуществление работниками, не состоящими в штате учреждения (организации), руководства аспирантами и докторантами, а также заведование кафедрой, руководство факультетом образовательного учреждения с дополнительной оплатой по соглашению между работником и работодателем;

- работа без занятия штатной должности в том же учреждении и иной организации, дежурство медицинских работников сверх месячной нормы рабочего времени по графику и др.

Выполнение указанных работ возможно с согласия работодателя в основное рабочее время.

Отдельно оговорены условия выполнения работы по совместительству в организациях здравоохранения медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности и в поселках городского типа.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 12.11.2002 N 813 продолжительность работы по совместительству медицинских работников составляет не более 8 часов в день и 39 часов в неделю.

Работа по совместительству на работах с вредными и (или) опасными условиями труда не допускается, если основная работа связана с такими же условиями. Поэтому при приеме совместителя на указанные работы необходимо запросить сведения с основного места его работы о режиме и условиях труда.

В здравоохранении часто используется внутреннее совместительство - работа по другому трудовому договору в пределах одного учреждения в свободное от основной работы время. Оплачивается такая работа пропорционально отработанному времени в пределах установленной ставки. Необходимо отличать внутреннее совместительство от совмещения должностей, когда работа по совмещаемой должности осуществляется в основное рабочее время и оплачивается по соглашению с работодателем.

Подробнее о работе по совместительству см. "Путеводитель по кадровым вопросам. Как принять на работу".

РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

1. Продолжительность рабочего времени медработников >>>

2. Дежурство на дому медицинских работников >>>

1. Продолжительность рабочего времени медработников

Для медицинских работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю (ст. 350 ТК РФ).

Отдельным категориям медицинских работников в зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени определяется Правительством РФ.

В настоящее время применяется Постановление Правительства РФ от 14.02.2003 N 101 "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности".

Согласно этому документу установлена следующая сокращенная продолжительность рабочего времени:

1) 36 часов в неделю для медицинских работников (Приложение N 1 к Постановлению Правительства РФ от 14.02.2003 N 101):

- инфекционных больниц, отделений, палат, кабинетов; кожно-венерологических диспансеров, отделений, кабинетов;

- лепрозориев;

- лечебно-профилактических учреждений (больниц, центров, отделений, палат) по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями; организаций государственной санитарно-эпидемиологической службы и их структурных подразделений, а также структурных подразделений организаций здравоохранения (в том числе специализированных), осуществляющих диагностику, лечение, проведение судебно-медицинской экспертизы и другую работу с больными СПИДом и ВИЧ-инфицированными;

- лабораторий (отделов, отделений, групп) организаций здравоохранения и государственной санитарно-эпидемиологической службы, осуществляющих лабораторную диагностику ВИЧ-инфекций;

- психиатрических (психоневрологических), нейрохирургических, наркологических лечебно-профилактических организаций, учреждений, отделений, палат и кабинетов, учреждений социального обслуживания населения и их структурных подразделений, предназначенных для обслуживания граждан, страдающих психическими заболеваниями, а также учреждений социальной защиты лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий;

- детских психиатрических (психоневрологических) лечебно-профилактических организаций, учреждений, отделений, палат и кабинетов; учреждений социального обслуживания населения и их структурных подразделений, в том числе для слепоглухонемых; домов ребенка (групп) для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики, организаций, осуществляющих образовательную деятельность (групп), для умственно отсталых детей, детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики;

- физиотерапевтических лечебно-профилактических организаций, учреждений, отделений, кабинетов;

- учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы (главных бюро медико-социальной экспертизы, бюро медико-социальной экспертизы), осуществляющих освидетельствование граждан, страдающих психическими заболеваниями;

- станций (отделений) скорой медицинской помощи, станций (отделений) скорой и неотложной медицинской помощи, отделений выездной экстренной и консультативной медицинской помощи областных, краевых и республиканских больниц;

- организаций государственной санитарно-эпидемиологической службы;

- противочумных учреждений (центров, станций, отделений, отделов, лабораторий, институтов);

- станций и отделений переливания крови;

- лечебно-исправительных учреждений для принудительного лечения лиц, страдающих наркоманией и хроническим алкоголизмом;

- организаций, учреждений здравоохранения и социального обслуживания населения;

- работающих с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений;

- работающих с применением открытых радиоактивных источников;

2) 33 часа в неделю для медицинских работников (Приложение N 2 к Постановлению Правительства РФ от 14.02.2003 N 101):

- лечебно-профилактических организаций, учреждений (поликлиник, амбулаторий, диспансеров, медицинских пунктов, станций, отделений, кабинетов);

- физиотерапевтических лечебно-профилактических организаций, учреждений, отделений, кабинетов;

- стоматологических лечебно-профилактических организаций, учреждений (отделений, кабинетов);

3) 30 часов в неделю для медицинских работников (Приложение N 3 к Постановлению Правительства РФ от 14.02.2003 N 101):

- туберкулезных (противотуберкулезных) организаций здравоохранения и их структурных подразделений;

- лечебно-производственных (трудовых) мастерских при туберкулезных (противотуберкулезных) организациях;

- клиник (клинических отделений) для больных туберкулезом медицинских, научных, образовательных организаций;

- организаций, осуществляющих образовательную деятельность (подразделений), для больных туберкулезом детей;

- учреждений социального обслуживания населения, предназначенных для обслуживания больных туберкулезом;

- патологоанатомических отделений бюро (институтов), отделений, лабораторий, прозекторских, моргов;

- учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы (главных бюро медико-социальной экспертизы, бюро медико-социальной экспертизы), осуществляющих освидетельствование граждан, больных туберкулезом;

- бюро судебно-медицинской экспертизы;

- организаций здравоохранения;

- работающих с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений;

- осуществляющих мануальную терапию (Приложение N 2 к Приказу Минздрава России от 10.02.1998 N 39);

4) 24 часа в неделю - для медицинских работников, непосредственно осуществляющих гамма-терапию и экспериментальное гамма-облучение гамма-препаратами в радиоманипуляционных кабинетах и лабораториях.

При установлении медицинским работникам сокращенной продолжительности рабочего времени следует учитывать не только занимаемую ими должность и (или) их специальность, но и фактические условия труда, которые определяются по результатам аттестации рабочих мест (Постановление Правительства РФ от 14.02.2003 N 101, решение Верховного Суда РФ от 10.01.2013 N АКПИ12-1467). Отметим, что с 01.01.2014 вместо аттестации рабочих мест по условиям труда проводится специальная оценка условий труда (Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ, далее - Закон N 426-ФЗ).

Подробнее о рабочем времени см. "Путеводитель по кадровым вопросам. Рабочее время".

2. Дежурство на дому медицинских работников

Дежурство на дому - это пребывание работника медицинской организации дома в ожидании вызова на работу (ч. 5 ст. 350 ТК РФ).

Такой режим устанавливается, чтобы обеспечить оказание экстренной или неотложной медицинской помощи гражданам (Федеральный закон от 07.06.2013 N 125-ФЗ).

Работодатель вправе привлекать работников к дежурству на дому только с их согласия (ч. 4 ст. 350 ТК РФ).

Данный режим можно установить как при приеме на работу, так и позже. В первом случае условие о дежурстве на дому вносится в трудовой договор, во втором с работником заключается дополнительное соглашение (ст. ст. 57, 72 ТК РФ).

Особенности, связанные с режимом рабочего времени и его учетом во время дежурства на дому, устанавливаются Минздравом России, что следует из совокупности положений ч. 7 ст. 350 ТК РФ, п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 608. В частности, они предусматриваются Положением об особенностях режима рабочего времени и учета рабочего времени при осуществлении медицинскими работниками медицинских организаций дежурств на дому, утвержденным Приказом Минздрава России от 02.04.2014 N 148н (далее - Положение).

Обязанность по учету рабочего времени во время дежурства на дому возлагается на работодателя (п. 4 Положения).

Время начала и окончания такого дежурства устанавливается согласно графику работы, который должен быть утвержден работодателем с учетом мнения представительного органа работников (абз. 2 п. 2 Положения).

Медицинским работникам, которые осуществляют дежурство на дому, устанавливается суммированный учет рабочего времени. Порядок его ведения должен быть утвержден в правилах внутреннего трудового распорядка (абз. 1 п. 2 Положения, ч. 4 ст. 104 ТК РФ).

Учет рабочего времени медицинского работника должен производиться следующим образом (п. 3 Положения):

- каждый час дежурства на дому учитывается как 30 минут рабочего времени (ч. 6 ст. 350 ТК РФ);

- каждый час следования работника от дома до работы (места оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной форме) и обратно учитывается как час рабочего времени. Порядок учета указанного времени должен быть утвержден в локальном нормативном акте (по согласованию с представительным органом работников);

- каждый час оказания медицинской помощи учитывается как час рабочего времени.

В случае вызова дежурившего на дому медицинского работника на работу работодатель обязан скорректировать (уменьшить) время его дежурства на дому в учетном периоде. Корректировка производится таким образом, чтобы общая продолжительность рабочего времени данного работника не превышала установленную норму рабочего времени (абз. 2 п. 3 Положения).

КАКИМ КАТЕГОРИЯМ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ И НА КАКОЙ СРОК

ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОТПУСКА

Согласно ст. 350 ТК РФ отдельным категориям медицинских работников может быть предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Его продолжительность устанавливает Правительство РФ.

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется:

- врачам-психиатрам, иным специалистам, медицинскому и другому персоналу медицинских организаций, участвующему в оказании психиатрической помощи (ст. 22 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1). Продолжительность отпуска составляет от 14 до 35 календарных дней (Постановление Правительства РФ от 06.06.2013 N 482);

- медицинским, ветеринарным и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, а также работникам организаций по производству и хранению продуктов животноводства, обслуживающих больных туберкулезом сельскохозяйственных животных (ст. 15 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ). Продолжительность отпуска составляет от 14 до 21 календарного дня (Постановление Правительства РФ от 06.06.2013 N 482);

- медицинским и иным работникам, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека (ст. 22 Федерального закона от 30.03.1995 N 38-ФЗ). Продолжительность отпуска составляет 14 календарных дней (Постановление Правительства РФ от 06.06.2013 N 482);

- врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) за непрерывную работу в этих должностях свыше трех лет. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска составляет три дня (Постановление Правительства РФ от 30.12.1998 N 1588).

Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки отнесены к опасным или вредным условиям труда 2, 3 или 4-й степени либо опасным условиям труда, составляет семь календарных дней (ст. 117 ТК РФ).

Подробнее о дополнительных отпусках см. "Путеводитель по кадровым вопросам. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск".

ПРИСВОЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ КАТЕГОРИЙ

МЕДИЦИНСКИМ РАБОТНИКАМ

1. Понятие и виды квалификационных категорий, присваиваемых медицинским работникам >>>

2. Подготовка к проведению аттестации медицинских работников для получения квалификационной категории >>>

2.1. Процедура формирования аттестационной комиссии для присвоения медицинскому работнику квалификационной категории >>>

2.2. Перечень документов, представляемых медицинским работником в аттестационную комиссию, и срок их подачи >>>

2.3. Правила приема документов, представляемых медицинскими работниками в аттестационную комиссию >>>

3. Процедура проведения аттестации медицинских работников для получения квалификационной категории >>>

4. Оформление результатов аттестации и сообщение их медицинскому работнику >>>

5. Обжалование медицинским работником решения аттестационной комиссии >>>

1. Понятие и виды квалификационных категорий, присваиваемых медицинским работникам

Квалификационная категория - это показатель, определяющий уровень профессиональных знаний и навыков медицинских и фармацевтических работников (далее - специалисты) по занимаемой должности.

Квалификационная категория присваивается по желанию специалиста в соответствии с Порядком и сроками прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории, утвержденными Приказом Минздрава России от 23.04.2013 N 240н (далее - Порядок).

Срок действия квалификационной категории составляет пять лет со дня издания приказа о ее присвоении (п. 5 Порядка). Специалист вправе претендовать на присвоение более высокой квалификационной категории не ранее чем через три года со дня издания приказа о присвоении действующей в настоящее время категории (п. 6 Порядка).

Важно! Квалификационные категории, присвоенные специалистам до 04.08.2013, сохраняются в течение срока, на который они были присвоены (п. 11 Порядка).

Присвоенные квалификационные категории действуют на всей территории Российской Федерации (п. 5 Порядка).

Для получения квалификационной категории специалист должен пройти аттестацию (п. 1 Порядка).

В зависимости от профессиональной квалификации и стажа работы специалист может претендовать на присвоение следующих квалификационных категорий (п. п. 4, 8 - 10 Порядка).

Квалификационная категория

Условия присвоения (подтверждения)

Вторая

- наличие теоретической подготовки и практических навыков в области осуществляемой профессиональной деятельности;

- применение современных методов диагностики, профилактики, лечения и реабилитации, владение лечебно-диагностической техникой в области осуществляемой профессиональной деятельности;

- умение ориентироваться в современной научно-технической информации, анализировать показатели работы, составлять отчеты о профессиональной деятельности;

- наличие стажа работы по специальности (должности) от трех лет

Первая

- наличие теоретической подготовки и практических навыков в области осуществляемой профессиональной деятельности;

- применение современных методов диагностики, профилактики, лечения и реабилитации, владение лечебно-диагностической техникой в области осуществляемой профессиональной деятельности;

- умение ориентироваться в современной научно-технической информации, квалифицированно анализировать показатели профессиональной деятельности;

- опыт участия в принятии решений тактических вопросов по организации профессиональной деятельности;

- наличие стажа работы по специальности (должности) от пяти лет

Высшая

- наличие высокого уровня теоретической подготовки и практических навыков в области осуществляемой профессиональной деятельности;

- знание смежных дисциплин;

- применение современных методов диагностики, профилактики, лечения и реабилитации, владение лечебно-диагностической техникой в области осуществляемой профессиональной деятельности;

- умение квалифицированно оценивать данные

специальных методов исследования для постановки диагнозов;

- умение ориентироваться в современной научно-технической информации и применять ее для решения тактических и стратегических вопросов профессиональной деятельности;

- наличие стажа работы по специальности (должности) от семи лет

Специалистам со средним медицинским и фармацевтическим образованием квалификационные категории присваиваются по специальностям, предусмотренным Номенклатурой специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 16.04.2008 N 176н (п. 2 Порядка).

Специалистам с высшим медицинским и фармацевтическим образованием квалификационные категории присваиваются по специальностям, предусмотренным Номенклатурой специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование, утвержденной Приказом Минздрава России от 07.10.2015 N 700н, что следует из п. 2 Порядка.

Специалистам с иным высшим профессиональным образованием, осуществляющим медицинскую и фармацевтическую деятельность, квалификационные категории присваиваются по должностям, предусмотренным Номенклатурой должностей медицинских и фармацевтических работников, утвержденной Приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н (п. 3 Порядка).

2. Подготовка к проведению аттестации медицинских работников для получения квалификационной категории

2.1. Процедура формирования аттестационной комиссии для присвоения медицинскому работнику квалификационной категории

В целях проведения аттестации для получения квалификационной категории необходимо:

1. Создать аттестационную комиссию в соответствии с п. 12 Порядка, выделив в ее составе координационный комитет и экспертные группы.

Каждая из экспертных групп должна соответствовать определенной специальности, по которой планируется проводить аттестацию.

В состав аттестационной комиссии включаются (абз. 2 п. 14 Порядка):

- ведущие специалисты организаций, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность;

- представители медицинских профессиональных некоммерческих организаций;

- представители организации или органа государственной власти, формирующих комиссию;

- представители работодателя;

- иные лица.

2. Утвердить персональный состав аттестационной комиссии приказом органа государственной власти (организации), при котором она создается (абз. 3 п. 14 Порядка).

2.2. Перечень документов, представляемых медицинским работником в аттестационную комиссию, и срок их подачи

Не позднее четырех месяцев до окончания срока действия имеющейся квалификационной категории специалист, желающий пройти аттестацию, должен подать лично либо направить по почте в организацию (орган государственной власти), при котором создана аттестационная комиссия, следующий комплект документов (п. п. 20, 21 Порядка):

а) лично подписанное заявление на имя председателя аттестационной комиссии.

В нем указываются:

- фамилия, имя и отчество специалиста;

- квалификационная категория, на которую он претендует;

- отсутствие или наличие ранее присвоенной квалификационной категории, дата ее присвоения;

- согласие на получение и обработку персональных данных с целью оценки его квалификации;

- дата написания заявления;

б) аттестационный лист, который заполняется в печатном виде и заверяется работником кадровой службы.

Рекомендуемая форма аттестационного листа приведена в Приложении N 1 к Порядку;

в) отчет о профессиональной деятельности (для специалистов с высшим профессиональным образованием - за последние три года, со средним профессиональным образованием - за последний год).

В отчете отражаются:

- анализ профессиональной деятельности специалиста;

- выводы специалиста о своей профессиональной деятельности и предложения по ее совершенствованию.

Отчет подписывается специалистом, согласовывается с руководителем и заверяется печатью организации.

Если руководитель отказывается от согласования отчета, работнику должно быть выдано письменное разъяснение о причинах отказа. Данное разъяснение специалист представляет в аттестационную комиссию вместе с остальными документами;

г) заверенные копии документов об образовании (диплома, удостоверения, свидетельств, сертификатов специалиста и др.) и трудовой книжки;

д) копию документа о присвоении квалификационной категории (если специалисту была присвоена категория);

е) копию документа, подтверждающего факт смены фамилии, имени, отчества (при наличии таких изменений).

Важно! При подаче документов позже установленного срока квалификационный экзамен может быть проведен после даты окончания действия имеющейся квалификационной категории (п. 21 Порядка).

2.3. Правила приема документов, представляемых медицинскими работниками в аттестационную комиссию

При поступлении в аттестационную комиссию документов (п. 22 Порядка):

1) они регистрируются в журнале регистрации документов в день поступления;

2) проверяется наличие всех необходимых документов, а также правильность оформления заявления и аттестационного листа согласно требованиям, установленным п. 20 Порядка.

Если специалист неправильно оформил заявление или аттестационный лист либо подал неполный комплект документов, секретарь комиссии в течение семи дней с даты регистрации документов направляет ему письмо об отказе в приеме документов с указанием причин отказа. После устранения причин возврата документов специалист вправе направить их в аттестационную комиссию повторно.

3. Процедура проведения аттестации медицинских работников для получения квалификационной категории

Квалификационная категория присваивается специалисту по результатам сдачи квалификационного экзамена, который включает (п. 7 Порядка):

- экспертную оценку представленного отчета о профессиональной деятельности специалиста;

- тестирование;

- собеседование.

В ходе аттестации комиссия оценивает теоретические знания и практические навыки специалиста, необходимые ему для выполнения профессиональных обязанностей по соответствующей специальности (должности) (п. 7 Порядка).

Заседание аттестационной комиссии считается правомочным при условии присутствия на нем более половины членов аттестационной комиссии (п. 18 Порядка).

Секретарь аттестационной комиссии ведет протокол по форме согласно Приложению N 2 к Порядку. После принятия решения протокол подписывается председателем, секретарем и присутствовавшими на заседании членами комиссии (п. 19 Порядка).

Процедура проведения аттестационной комиссией квалификационного экзамена включает следующие этапы.

1. Рассмотрение поступивших документов в течение 30 дней с момента их регистрации (п. п. 17, 24 Порядка).

2. Подготовка и утверждение заключения на отчет о профессиональной деятельности специалиста в срок, не превышающий 30 дней с момента регистрации документов (п. п. 17, 24 Порядка).

3. Определение и сообщение специалисту даты и места проведения тестирования и собеседования (п. 24 Порядка). Дата и место их проведения должны быть назначены в срок, не превышающий 30 дней с момента регистрации документов. Решение о дате и месте проведения названных процедур доводится до сведения специалиста не менее чем за 30 дней до даты их проведения. Указанная информация также может быть размещена на информационных стендах организации (органа государственной власти) либо на ее официальном сайте в сети Интернет для дополнительного ознакомления.

При необходимости аттестация может проводиться дистанционно либо в форме выездного заседания (п. 16 Порядка).

4. Проведение тестирования и собеседования со специалистом.

По общим правилам данные процедуры должны быть проведены не позднее 70 календарных дней со дня регистрации документов (п. 24 Порядка).

Для успешного прохождения тестирования специалисту необходимо выполнить не менее 70 процентов общего объема тестовых заданий (п. 25 Порядка).

В ходе собеседования специалисту задаются вопросы, определяющие уровень его теоретической и практической подготовки в области профессиональной деятельности. Собеседование может быть проведено только в случае успешного прохождения специалистом тестирования (п. 26 Порядка).

5. Принятие по итогам квалификационного экзамена решения о присвоении либо отказе в присвоении специалисту квалификационной категории (п. п. 19, 27 Порядка).

Решение принимается открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равном количестве голосов голос председательствующего на заседании является решающим.

При решении вопроса о присвоении квалификационной категории в отношении специалиста - члена аттестационной комиссии его участие в голосовании не допускается (п. 19 Порядка).

Аттестационная комиссия вправе отказать в присвоении квалификационной категории в следующих случаях (п. 27 Порядка):

- в заключении на отчет специалиста о его профессиональной деятельности дана отрицательная оценка;

- по итогам тестирования специалистом получена неудовлетворительная оценка;

- специалист не явился на прохождение тестирования или собеседования.

Принятое решение (при отказе - также его основание) заносится в протокол и аттестационный лист специалиста (п. п. 28, 29 Порядка).

Члены аттестационной комиссии, не согласные с принятым решением, вправе выразить свое мнение, изложив его в письменной форме и приложив к протоколу заседания (п. 19 Порядка).

4. Оформление результатов аттестации и сообщение их медицинскому работнику

Присвоение специалисту квалификационной категории оформляется распорядительным актом организации (органа государственной власти), при которой создана аттестационная комиссия (п. 32 Порядка).

Принятое решение необходимо довести до сведения специалиста. Для этого ответственный секретарь аттестационной комиссии должен (п. п. 33, 34 Порядка):

1) сделать выписку из приказа организации (органа государственной власти) о присвоении специалистам, прошедшим аттестацию, квалификационной категории;

2) вручить подготовленную выписку специалисту лично либо направить ее по почте в срок не позднее 120 календарных дней с момента регистрации документов на присвоение квалификационной категории;

3) зарегистрировать факт выдачи выписки (отправки ее по почте) в журнале регистрации документов.

5. Обжалование медицинским работником решения аттестационной комиссии

Специалист вправе обжаловать решение аттестационной комиссии в органе государственной власти (организации), при котором она создана, в течение одного года с даты принятия комиссией обжалуемого решения (абз. 9 п. 16, п. 35 Порядка).

КАК ОПЛАЧИВАЕТСЯ ТРУД МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

1. Общие положения >>>

2. Выплаты компенсационного характера работникам медицинских учреждений >>>

3. Выплаты стимулирующего характера работникам медицинских учреждений >>>

1. Общие положения

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда (ч. 1 ст. 135 ТК РФ). Это правило распространяется и на заработную плату работников медицинских организаций, поскольку иное законодательством не предусмотрено.

Системы оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях согласно ч. 1 ст. 144 ТК РФ устанавливаются:

а) в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в частности в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583, а также Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений (далее - Положение N 583), утвержденным п. 5 указанного Постановления. Это следует из ч. 1 ст. 144 ТК РФ, п. 1 Положения N 583;

б) в государственных учреждениях субъектов РФ - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;

в) в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Данный порядок установления систем оплаты труда распространяется в том числе на учреждения здравоохранения, поскольку законодательство не предусматривает каких-либо исключений, касающихся указанного порядка.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения устанавливаются, в частности, с учетом:

- ЕКС или профессиональных стандартов;

Продолжение перечня

- государственных гарантий по оплате труда, определенных ст. 130 ТК РФ;

- рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (разрабатываются в соответствии с ч. 3 ст. 135 ТК РФ). Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2018 год утверждены Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 22.12.2017, протокол N 11;

- Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822);

- Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 818);

- мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Данные выводы следуют из ч. 5 ст. 144 ТК РФ, пп. "а", "в", "г", "д", "ж", "з" п. 2 Положения N 583.

Кроме того, при установлении заработной платы работников федеральных бюджетных и автономных учреждений здравоохранения рекомендуется учитывать примерные положения об оплате труда, предусмотренные абз. 1 п. 2(1) Положения N 583. Для федеральных казенных учреждений такие положения носят обязательный характер (абз. 2 п. 2(1) Положения N 583).

Системы оплаты труда включают размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера (ч. 2 ст. 135 ТК РФ, п. 1 Положения N 583).

Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников федерального учреждения здравоохранения устанавливает руководитель в порядке п. 2(1) Положения N 583 на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления деятельности по соответствующей профессиональной квалификационной группе с учетом сложности и объема выполняемой работы (п. 3 указанного Положения).

Организации, входящие в частную систему здравоохранения, вправе самостоятельно устанавливать системы оплаты труда работников. При этом условия оплаты их труда не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 5, 6 ст. 135 ТК РФ).

2. Выплаты компенсационного характера работникам медицинских учреждений

Виды выплат компенсационного характера закреплены в Перечне видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822).

К ним относятся:

- выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

- выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями;

- выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);

- надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

Выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента РФ.

Размеры и условия таких выплат устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также Перечнем видов выплат компенсационного характера.

Подробнее об этом см. "Путеводитель по кадровым вопросам. Заработная плата. Ответственность за невыплату заработной платы".

3. Выплаты стимулирующего характера работникам медицинских учреждений

Виды выплат стимулирующего характера закреплены в Перечне видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 818).

К ним относятся:

- выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

- выплаты за качество выполняемых работ;

- выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;

- премиальные выплаты по итогам работы.

В клинических подразделениях учреждений предусмотрены:

1. Выплаты за интенсивность и высокие результаты работы:

- надбавка за перевыполнение отраслевых норм нагрузки;

- надбавка за участие в федеральных отраслевых программах.

2. Выплаты за качество выполняемых работ:

- надбавка за качественное выполнение отраслевых стандартов и соблюдение протоколов ведения больных;

- надбавка за применение в практической работе новых медицинских технологий;

- надбавка за оказание высокотехнологичных видов медицинской помощи.

3. Выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет:

- надбавка за стаж непрерывной работы в учреждениях здравоохранения;

- надбавка за выслугу лет в данном учреждении.

Выплаты стимулирующего характера устанавливаются с учетом результативности, качества труда работника и рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Данные выплаты устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Подробнее об этом см. "Путеводитель по кадровым вопросам. Заработная плата. Ответственность за невыплату заработной платы".

ПРЕКРАЩЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА С МЕДИЦИНСКИМИ РАБОТНИКАМИ

Трудовой договор, заключенный с медицинским работником, может быть прекращен или расторгнут по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.

Медицинский работник может быть уволен:

- по общим основаниям, предусмотренным ст. 77 ТК РФ;

- в соответствии с пп. "в" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Увольнение по данному основанию является мерой дисциплинарного характера, поэтому необходимо соблюдать условия, предусмотренные ст. 193 ТК РФ;

- в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ. Прекращение трудового договора в этом случае допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу соответствующей квалификации, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья;

- в соответствии с ч. 1 ст. 84 ТК РФ. Это допускается, если у работодателя отсутствует возможность перевести работника на другую вакантную должность в организации (ч. 2 ст. 84 ТК РФ).


Наверх